Почему дети бывают такими непослушными? Почему их так трудно приучить к порядку, дисциплине, организованности? Дошкольники бывают такими непослушными, потому что не умеют владеть собой, не управляют своим поведением. Главное в управлении своим поведением - уметь остановить то, что происходит как бы само собой, задержать привычную эмоциональную реакцию. Без этой способности невозможно выполнять указания взрослого, следовать нормам поведения, сосредоточиться на каком-нибудь деле и довести его до конца, планировать свои действия.
Саморегуляция – это процесс управления человеком собственными психологическими, физиологическими состояниями, а также поступками. Она включает в себя регуляцию эмоций, познавательных процессов и поведения.
Сдерживающий контроль (торможение) помогает удерживать внимание, мысли и поведение в соответствии с задачей и не отвлекаться на внутренние или внешние стимулы. Например, поднять руку и ждать очереди, сдерживая порыв вскочить со своего места и выкрикнуть правильный ответ – задача, которая требует высокого уровня развития торможения у ребенка.
Рабочая память представляет собой такой «отсек» памяти, куда попадает информация, с которой человек работает прямо сейчас. Например, счет в уме требует развитой рабочей памяти, потому что предполагает произведение арифметических операций с числами, которые нужно помнить.
Когнитивная гибкость позволяет переключаться между разными правилами при выполнении задачи, а в целом – между активностями и задачами. Когнитивная гибкость лежит в основе адаптивности ко внешней среде, поскольку позволяет, например, быстро и адекватно менять свое поведение в разных обстоятельствах.
С раннего возраста ребенок осваивает принципы двигательной саморегуляции и дальше усложняет, отрабатывает регулятивный ответ на стимул. Между тремя и шестью годами происходит созревание префронтальной коры, что также связано с развитием регуляторных функций.
Первоначально ребёнку нужен внешний контроль – со стороны его товарищей по игре. Дети контролируют сначала друг друга, а потом – каждый самого себя. Внешний контроль постепенно выпадает из процесса управления поведением, и образ начинает регулировать поведение ребёнка непосредственно.
Разные регуляторные функции развиваются в своем темпе и на дошкольном возрасте процесс развития не останавливается. Так торможение активно развивается в дошкольном возрасте и замедляется к подростковому возрасту. Траектория развития рабочей памяти линейна от дошкольного возраста до подросткового возраста. Когнитивная гибкость продолжает развиваться далее в подростковом возрасте.
На что в будущем влияет саморегуляция? Для чего ее стоит развивать?
В краткосрочной перспективе развитие саморегуляции помогает ребенку подготовиться к школе. Дошкольники, которые не могут направлять свое внимание, контролировать свое поведение и справляться с задачами могут столкнуться с трудностями в школьном возрасте. В долгосрочной перспективе, саморегуляция влияет на общую способность управлять собой, своими эмоциями и поведением, работать продуктивно, поддерживать карьерное развитие. Ряд исследований показывает, что респонденты с более высоким уровнем саморегуляции отмечают более высокий субъективный уровень качества жизни.
Хорошо подобранная и правильно организованная игра, является сильным средством развития детей дошкольного возраста. Для целей развития саморегуляции больше всего подходят сюжетно-ролевые, игры с правилами (подвижные и настольные), пазлы, доббль, мемо, UNO, «Дикие Джунгли» и др. Цифровые игры также могут быть эффективными для отработки отдельных навыков, что особенно важно для детей с низким уровнем саморегуляции.
Бундина Л.А. воспитатель