Основой музыкально-коррекционных занятий в реабилитационном учреждении является использование логоритмических упражнений, заданий, игр в процессе реабилитации.
Логоритмика – это система музыкально-двигательных, речедвигательных, музыкально - речевых заданий и упражнений, она основана на использовании связи слова, музыки и движения.
Если брать во внимание количество детей с общим недоразвитием, понятна необходимость введения системы логоритмики в процесс музыкального воспитания, непосредственное использование логоритмических упражнений и заданий на музыкальных занятиях.
Музыка, движение и слово в логоритмике сочетаются различным образом. Но какова бы ни была доля музыки и слова, музыки и движения и в упражнениях в комплексе они формируют и упорядочивают двигательную сферу ребёнка, его деятельность, положительно влияют на личность. Важно, чтобы у ребенка эти процессы нормализовались неосознанно, естественно.
Доступность логоритмики, увлекательная игровая форма, интересный по содержанию музыкально-речевой материал создают на музыкальном занятии положительный эмоциональный настрой и стимулируют потребность детей в общении, развивая не только основные музыкально-ритмические навыки, но нарушения общей моторики и речевого недоразвития детей.
Используя элементы логоритмики на музыкальных занятиях, выделяю два основных направления в работе с детьми:
1 Развитие чувства музыкального темпа и ритма, певческих способностей; активизация всех видов внимания и памяти. Совершенствование общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве; регуляция мышечного тонуса.
2. Развитие дыхания, голоса; выработка умеренного темпа речи и ее интонационной выразительности; развитие артикуляционной и мимической моторики; координация речи с движением, формирование фонематического слуха.
Все виды логоритмических игр и упражнений предлагаются детям в сочетании с ритмической основой: под музыку; под счет; словесное и стихотворное сопровождение. Формы работы с детьми: групповые; подгрупповые; индивидуальные.
При разучивании логоритмических распевок и песен можно использовать различные игровые предметы, которые характерны для данного времени года и понятны детям как явление природы. Так, например, зимой можно использовать: снежинки, льдинки, белые шарики, пушинки для имитации снежинок, трубочки, бубенцы, пакетики из целлофана для имитации скрипа снега. Увлекательная игровая форма исполнения способствует активизации детского внимания и памяти.
Музыкограмма – отдельный вид логоритмических упражнений, который практикуется в последнее время при работе с детьми. На листе бумаги изображается любыми знаками ритмическая грамма музыки. Например, педагог вместе с ребенком придумывают зимнюю сказку и с помощью пальчика ребёнок под музыку рисует как катится с горки или бежит по снегу, соблюдая ритмический рисунок этой музыки. Такое упражнение формирует чувство музыкального темпа и ритма, слухового восприятия музыки, музыкальной памяти.
На занятиях связь речи с музыкой и движением кроме развития мышечного тонуса повышается интерес ребенка к занятиям, пробуждая его мысль и фантазию. Главным принципом достижения эффективности в работе является индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом его возрастных, речевых и психофизиологических возможностей.
Иванова Г.М. музыкальный руководитель